Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Статья итальянского дизайнера Лауры Нотаристефано

ОСВЕЩЕНИЕ
 
Свет – это очень важный элемент при экспозиции ювелирного украшения. Важно уметь сочетать окружающее пространство и освещение. К сожалению, этому  не всегда уделяется должное внимание.
И освещение украшений, и освещение витрин с украшениями – сложная задача, решение которой требует определенных компетенций и знаний, причем как в технической области, так и в области дизайна. При этом особенно важно умение разбираться в эффективном использовании цветовой гаммы.
Чтобы дать возможность оценить ценность украшения и стимулировать его покупку необходимо правильно его представить.
Банальное освещение в магазине слабо влияет на продажи, особенно в ситуации, когда продукция класса «люкс» находится в зоне повышенного внимания.
 
СВЕТ
 
Часто характеристики света мало известны и их важность недооцениваются. Освещение играет огромную роль при продажах, а особенно в ювелирных магазинах. Необходимое количество света в обычных магазинах - 500 Люкс, а в ювелирном или часовом магазине необходимо 1500 Люкс.
 
Свет характеризуется следующими параметрами:
 
1.Интенсивность, или количество света
2. Направление
3. Температура или теплота, то есть тональность света определенного источника
4. Тип источника
 
Свет состоит из суммы цветов визуального спектра, то есть он окрашивает предметы в зависимости от количества содержащегося в нем самом определенного цвета.
Источник света с небольшим содержанием холодных цветов, как, например, синий, будет ближе к красной части спектра, и это будет теплый свет.
Напротив, свет с низким содержанием красного и высоким синего цвета будет холодным.
Краски, которые мы воспринимаем – это последствие освещения: поэтому драгоценные камни и металлы окажутся разного цвета, если мы их перенесем из ярко освещенной витрины на стол, чтобы показать клиенту.
                      
 
 
Тоже  происходит с прозрачными и пропускающими свет телами, они передают и отражают свет, некоторые излучают его, как многие геммы – они меняют свет при изменении светового источника.
Многие геммы поглощают и отражают очень узкую гамму цветов, и при скудном освещении они теряют свою красоту и блеск.
Идеальный свет должен иметь высокую интенсивность и постоянный спектр.
Цвет, который дает прозрачная гемма, зависит от цвета, который она «поглощает». Например, изумруд зеленый, потому что он «поглощает» красный и небольшое количество синего. Цвета, которые «впитывает» камень, в данном случае красный и синий, уже не присутствуют в спектре цветов, который его освещает, и он соответственно выглядит зеленым.
Цвет сильно меняется в зависимости от изменений спектра света. Есть камни, полностью изменяющие свою хроматическую гамму.
Очень много в свое время вызывало проблем освещение бриллиантов на этапе их оценки. Недавно установили единую меру по определению цвета бриллианта, их оценивают под стандартными лампами в 5500 К.
 
РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА
 
Источники света производят свет с различными характеристиками: лампы накаливания (и галогенные) производят свет постоянный и теплый (от 2000К до 3200К), традиционные неоновые имеют импульсное излучение, холодное и утомляющее, при температуре от 2000К до 6500к.
При освещении украшений основные характеристики, которые следует учитывать - интенсивность и спектральный состав света.
Интенсивность подчеркивает прозрачность и сияние камней, увеличивает отражаемость металла.
Основной состав спектра света определяет цвет.
Гранаты и аметисты сияют при темно красных тонах, присутствующих в лампах накаливания; сапфиры и ляпис-лазурь оживают при холодном свете, в котором большое содержание синего.
Неограненные камни или менее прозрачные геммы можно освещать как отражающие, а не пропускающие свет поверхности.
 
 
 
 
 
Один и тот же свет не может подчеркнуть одновременно красоту бриллианта, цветных камней или яшмы. Опалы и жемчуг требуют менее интенсивного света, дабы избежать повреждения от излишнего тепла освещения; жемчуг насыщается при прямом диффузионном освещении неоновыми лампами с плоским светом.
Геммы нужно освещать галогенными лампами или стекловолокном, а декоративные камни лучше смотрятся при освещении лампами накаливания.
Свет, отвечающий всем требованиям ювелирного магазина, это лампа накаливания, способная излучать всю гамму спектра и, таким образом, освещать любой вид драгоценного камня.
Тем не менее, свет ламп накаливания создает определенные проблемы: они требуют больших мощностей и таким образом слишком сильно нагревают воздух в небольшой витрине. Инфракрасное излучение повышает температуру камней и металла, а это может привести к изменениям формы оправы. При снижении напряжения в спектре прибавляется синий цвет.
Таким образом, если уменьшить напряжение, то темно синие камни, например, некоторые виды сапфиров, при недостаточном освещении будут выглядеть почти черными.
Флуоресцентные лампы используются крайне редко, так как их размеры слишком велики, а так же потому, что их спектр может исказить цвет многих камней, в основном очень ярких.
Последнее время очень стало популярным использование  LED (lightemittingdiode); эти источники света, обладая небольшими размерами и с низким тепловым эффектом, позволяют добиться большей мощности и хорошего качества спектра, хотя и с некоторыми недостатками.
LEDв освещении ювелирных украшений – это новое слово, и в сочетании с традиционными источниками света его использование позволяет добиться хороших результатов.
 
 
ОСВЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА
 
Ювелирный магазин состоит из нескольких зон, и каждая из них требует особого освещения.
Типовой магазин можно условно разделить на четыре зоны, которые требуют различного освещения: витрины, интерьер, прилавок, зона приема клиентов возможно с салоном.
Витрине необходимо прямое и направленное освещение.
Интерьер требует непрямого освещения, со спотами для освещения отдельных особо важных точек (экспозиционные стенды и т. д.)
Прилавок должен иметь теплое постоянное освещение, это свет ненаправленного типа.
Что касается зоны приема клиентов - там лучше использовать непрямой диффузионный свет.
Если в магазине выставляются также серебряные вещи и предметы интерьера, нужно добавить прямой диффузионный свет.
Что касается витрин, помимо соответствующей интенсивности света, необходимо его правильно распределить и направить.
Часто источник света в витрине располагаются сзади освещаемых украшений, это не прибавляет красоты изделиям.
Правильность направления света легко можно проверить, посмотрев на тень от украшения в витрине: если тень падает ближе к зрителю, значит освещение неправильное.
Часто это можно легко исправить: надо подкорректировать направление света или опустить верх витрины и расположить зеркало под углом 45 рядом с внешним стеклом.
Последнее время наилучшее освещение витрин достигается с помощью кабеля стекловолокна, это особенно эффективно в маленьких закрытых пространствах, разделенных между собой темными стенками.
Очень важный элемент – это выбор цвета мебели интерьера и материалов. Их не должно быть очень много, но не надо забывать, что блеск обычно ассоциируется с роскошью.
Цвета, традиционно считающиеся подходящими для этих помещений это светло серая тональность, они хорошо себя ведут при освещении. Не рекомендуются цвета чересчур броские.
Комнатное освещение предпочитается софитному, дабы не утомлять глаза.
 
ВОСПРИЯТИЕ И ЭКСПОЗИЦИЯ УКРАШЕНИЯ
 
Итак, цвета, которые мы воспринимаем, зависят от освещения и свойств самого украшения.
Обычный клиент ожидает увидеть украшение в витрине таким же, каким он увидит его при естественном освещении. И когда его ожидание не соответствует действительности, у него невольно возникает мысль о том, что украшение может быть фальшивым, или вульгарным, или непривлекательным.
Для того, чтобы представить истинный цвет украшения необходимо, чтобы свет содержал в равной степени все возможные излучения, которые могут отражаться самим украшением.
Если свет содержит только часть этих излучений, цвет украшения меняется.
Не следует также забывать о том, что между покупателем и изделием находится стекло витрины, которое, если не обработано специальным образом, может производить обманные эффекты.
Рекомендуется обрабатывать стекло соответствующей пленкой против бликов.
При оформлении витрины необходимо учитывать цвета украшения и цвета стенок и полок, непрозрачного фона витрины.
Экспозиционная поверхность темных цветов обогатит украшения и сильной тенью, придаст еще большую значимость экспозиции, почти театральность. Это очень важно для представления бриллиантов и драгоценных камней.
 
  
 
Напротив, светлые поверхности поглощают тень и придают больший объем крупным украшениям.
           
 
 
Использование цветных поверхностей влечет за собой определенные риски: например, красная ткань может подчеркнуть красоту зеленых камней, но на ней потеряются красные.
Также и для металлов выбор цвета очень важен: цветная поверхность ослабляет разницу в цвете между золотом и серебром, и мешает восприятию более драгоценного металла.
Например, красоту желтого золота лучше подчеркнет холодный свет, а красное будет лучше смотреться при более теплых тонах.
В современных украшениях часто используются цвета золота и сплавов не всегда традиционные, с трудно определимым цветом, напоминающие старинные украшения: это усложняет задачу их освещения.
К тому же, в ювелирных украшениях класса люкс, например, у Булгари, часто сочетаются камни различных цветов, которые требуют различного освещения с  различными характеристиками.
Экспозиция и освещение украшения должны основываться на технологических достижениях, необходимо искать новые специфические решения.
 
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru