Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Ювелирные украшения в современном контексте. Ощущение времени.

 

С 31 октября по 2 ноября в Москве в рамках проекта «Школа ювелирного дизайна» прошли мастер-класс и семинар Паолы Валентини. Организатор мероприятия – Международный Бизнес-центр «6 карат».
 
В конце октября – начале ноября этого года нашу столицу с мастер-классом и семинаром посетила итальянский дизайнер Паола Валентини. Репортаж с семинара ведет координатор проекта Мария Ищук.
 
Паола Валентини имеет 30-летний опыт работы в ювелирном дизайне над созданием коллекций ювелирных украшений для крупнейших мировых ювелирных брендов Италии (Damiani и Bulgari), Франции (Van Cleef & Arpels, Cerruti 1881, Tahiti Perles Robert Wan), Англии (Morris), Германии (Escada-Pluczenik), Швейцарии (Bucherer), Японии (Mikimoto) и Америки (Oro America, QVC), а также в области исследования, развития и создания брендового имиджа марки.
 
С 1999 года Паола Валентини является членом группы T.I.T.S. (Trends. International. Team. Studies), художественным руководителем и координатором издания книги «Золотые тенденции» (Gold Trends), которая создается по итогам конференций и семинаров, проводимых специалистами из разных областей знаний – социологами и дизайнерами – в разных уголках мира.
 
Итогом очередного исследования стало выявление современных тенденций, которые были представлены Паолой Валентини на семинаре «Мода и дизайн ювелирных украшений. Современные тенденции и прогноз». Данные тенденции, прежде всего, были охарактеризованы как стили жизни или современные эстетические категории, которые помогают определить те стили, в которых может быть создан тот или иной проект. Тенденции, представленные в виде диаграммы, напоминающей географическую карту, используются дизайнерами по всему миру, как для текстильной промышленности, дизайна интерьера и других отраслей, так и в ювелирном дизайне, пересматриваясь в зависимости от сектора, для которого предназначены:
  • newclassic – новая классика
  • glam роскошь
  • newtech – новые технологии
  • native – природный, естественный

 Эти четыре тенденции представляют собой те источники вдохновения и выявления новшеств, которые реализуются в ювелирных украшениях. Для них были выделены такие тенденции, как:

  • native – природный, естественный
  • multi – комбинированный
  • glamроскошь

Фраза Коко Шанель: "Мода существует не только в одежде. Мода имеет отношение к концепциям, идеям, к тому, что происходит вокруг, к тому, как мы живем" – стала красной нитью, проходящей через все изложение и характеризующей основную мысль, высказанную Паолой Валентини. В данную фразу вместо слова «мода» можно без колебаний и сомнений поставить слова «ювелирные украшения». И она останется такой же верной и справедливой. Ведь все, что ни происходит в нашем мире, взаимосвязано и вытекает одно из другого.
 
Для раскрытия модных тенденций и определения современных стилей Паолой Валентини за основу были взяты показы коллекций весны-лета 2008, представленных на Неделе моды в октябре 2007 года. Среди большого числа представленных коллекций Паолой Валентини была выделена коллекция VIVIENNE WESTWOOD. В ее моделях одновременно соединяются все три современные тенденции, определенные для ювелирных украшений.
 
Для выявления образного ряда были также затронуты такие области, как дизайн, искусство, мода. Многие задавались вопросом, почему такое большое внимание было уделено рассмотрению дизайна интерьера, моды, архитектуры? Ответ прост и логичен. «Я изучаю моду, дизайн, искусство – это то, что дает возможность понять тенденцию, что позволяет уловить дух времени». Невозможно возникновение и формирование тенденций, создание дизайна предметов, в том числе ювелирных украшений, вне современного контекста, который формируется и пронизывает всю совокупность областей в дизайне, окружающих нас в повседневной жизни. Какая-то область оказывается формирующей, какая-то подключается позже, но все они составляют единое, неразрывное целое в потоке нашей жизни и переплетении глобальных событий. Мысль о том, что ювелирное искусство не может существовать вне контекста, вне тех современных изменений в области моды и дизайна, будь то интерьер или предметная среда, архитектура, стало лейтмотивом семинара.
 
Такой подход не характерен для нашей традиции, поэтому он приобретает для российских дизайнеров еще больший интерес и практические возможности в плане применения такого подхода на российском рынке, в российском дизайне, создании нашей индивидуальности.
 
Выделенные эстетические категории являются не закрытыми, независимыми одна от другой группами, а представляют собой взаимопроникающие тенденции, обладающие общими ценностями, подобно нашему сложному, меняющемуся и переплетающемуся миру. В связи с этим в каждой группе выделяется несколько подгрупп.

 

                               native                                        multi                                      glam








                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

native                      multi                           glam

Теперь рассмотрим отдельные стили.
 
Вневременной стиль NEWCLASSIC интерпретируется как знак эксклюзивного вкуса. В нем выделяется четыре подгруппы, переходящие одна в другую. Основные ценности предыдущей меняются, но всегда остаются общие моменты.
 
Подгруппа «Эксклюзивное качество»
Характеризуется внешним чувством стабильности и покоя, большим вниманием к деталям, использованием традиционных форм, материалов, классических цветов, сочетающихся с современными нюансами.
 
Для интерьеров этого направления характерно повторение старинных вещей и большое внимание к антиквариату, ремесленному исполнению, в основном, это предметы ручной работы высокого качества, имеющие знак мастера и представляющие собой архетипы известных марок и ремесел, пересмотренные в современном ключе.
 
Подгруппа «Вкус к украшательству».
Главной чертой этой подгруппы является гиппердекоративность, которая проявляется в повторяемости декора, игре и соединении в единое пространство разных мотивов, традиционных и современных, которыми обыгрывается каждый уголок, эстетически производя впечатление старинной жизни. Соединение декоративности и диспропорциональности элементов рождает театральность, присущую этому направлению.
 
Подгруппа «Дизайн эстеблишмент»
Это направление характерно для дизайна новых гостиниц, ресторанов, магазинов. Оно характеризуется такими качествами, как строгость, современность, статусность, вкраплением в современный стиль старых элементов.
 
Подгруппа «newclassicglam»
Характеризуется соединением противоположных стилей. Отдельный предмет в таком интерьере или одежде становится главным действующим лицом, вокруг которого строится все окружающее пространство.
 
Для дизайна мебели характерны изделия с гладкой, зеркальной поверхностью, кожаная отделка. Однако, – это еще умеренный glam, для интерьеров которого характерно небольшое количество предметов, расставленных в большом пространстве. Сохраняется высокое качество и внимание к деталям. В дизайне предметов, в их формах, появляются классические мотивы, определяющие ностальгический взгляд.
 
Стиль GLAM характеризуется следующими качествами – элегантность, романтичность, сексуальность, роскошь, избыточность, ностальгичность, расчет на сценические эффекты. Здесь присутствует идея роскоши, а также театральность, преувеличение и ироничность.
 
Главной характеристикой этого стиля является постоянная игра со светом и блеском, которые привлекают внимание. Главными цветами становятся черный, красный и золотой.
                               
Подгруппа «алюр»
Относится к стилю ар деко 40-х годов ХХ века и является символом статуса. Любимый цвет данного направления – черный, обладающий такими характеристиками, как элегантность, драматичность и готичность. Широко используются различные оттенки черного, которые сочетаются между собой в одном предмете; каждый из них имеет особое отношение со светом, что создает соответствующие эффекты. Для этого направления характерны блестящие, яркие вещи с зеркальной поверхностью и световыми акцентами.
 
Подгруппа «молодежный glam»
Это имиджевое направление, все влияния которого приходят из мира молодежной культуры и культовых журналов. Вещь здесь становится культом, большое значение придается шопингу, как развлечению. Одной из главных особенностей становится полное подчинение стилю и абсолютная зависимость от марки (логомания). Присутствует цитирование стилей и эстетика винтажа.
К этой подгруппе также относится стиль Glam-rock, всегда эксклюзивный, небанальный стиль для людей, которые чувствуют себя главными героями в этой жизни.
 
Подгруппа «blobject»
Предметам в этом стиле придаются футуристические формы, аморфные, закругленные, без острых углов и прямых поверхностей, выполненные в ярких, вызывающих цветах. С помощью компьютера становится возможным создавать сложные, деструктивные, антиклассические формы и оптические эффекты. Предметы в этом стиле всегда играют роль главных героев и находятся в центре внимания. Примером могут стать работы Карима Рашида (Karim Rashid).
 
Подгруппа «techno-glam»
Присутствует очень творческое осмысление и обыгрывание материалов, в том числе новых, и технологий, использование хроматических эффектов, эффектов блеска, игра со светом и прозрачностью.
 
GLAM в ювелирных украшениях
Главным визуальным эффектом является  взаимодействие со светом, игра с прозрачностью, рассчитанные на визуальные эффекты, привлекающие внимание. В связи с этим предметы укрупняются, отдельные элементы, объемы и размеры преувеличиваются, вынося предмет, становящийся в костюме главным героем, на первый план. Отсюда театральность и эффектность, которые сочетаются с китчем, юмором и иронией. Так, допускается нагромождение вещей, например, использование нескольких браслетов сразу. Ювелирные украшения этого направления обычно выполняются в одном цвете. Главным материалом glam становится жемчуг.

 

 

Стиль NEWTECH  строится на использовании инновационных технологий и представляет собой гибрид технологий с другими языками, который старается приблизить предметы к нашей жизни.
 
Подгруппа «нематериальность»
Характеризуется игрой с прозрачностью (наслоением непрозрачных вещей) и глубиной цвета, светом и тенью, созданием размытых, исчезающих контуров, визуальной легкостью. Так, в интерьере, лишенном графического декора, сам свет становится декоративным элементом, разделяющим пространство или выделяющим отдельные предметы.
 
Подгруппа «переходный»
Формы-знаки прошлого, исполненные в новых современных материалах и технологиях.
 
Подгруппа «techno-native»
В данном направлении к вещи, которую раньше можно было сделать только вручную, теперь применяется индустриальное производство или современная вещь выполняется по старым технологиям. Влияние native прослеживается в придании предметам, сделанным искусственным способом, естественных форм.
 
Стиль NATIVE связан с общей тенденцией, направленной на борьбу за экологию. Стиль характеризуется использованием природных материалов, малой затратой труда на создание изделия, сокращением потребления самого материала и энергии благодаря исследованиям, проводимым в этой области.
 
Важную роль играет текстура поверхности, которая должна напоминать природную поверхность, и тактильное восприятие («теплый контакт»). В предметах используются гипернатуральные декоративные элементы, взятые из ботаники, минералогии. То есть, природность заключается в том, что предмет должен быть выполнен так, как будто не был сделан, а поверхность должна быть естественной, а не выглядеть обработанной.
 
Одной из особенностей является вторичное использование вещей как стиль жизни. Эстетической категорией становится красота несовершенства, эстетика вещи плохо сделанной, игра с очарованием старения предмета, побуждающие думать о происхождении вещей.
 
Подгруппа «native-global-local»
Соединение глобального и местного – использование опыта ремесленников определенного места (примитивного, древнего искусства, искусства современных племен, очень сильное влияние Азии и Востока) и современного глобального дизайна.
 
NATIVE в ювелирных украшениях
Первостепенную роль в украшениях данного стиля играет материал и качество обработки поверхности. Многие марки на сегодняшний день ищут свои особенные поверхности, позволяющие идентифицировать эту марку.
 
Сам предмет в данном случае подчиняется качеству используемого материала. «Естественный» вид предмета достигается за счет воспроизведения поверхности, приходящей из мира минералов, природы и ботаники, сложной технологии обработки путем подчеркивания фактуры материала. В связи с этим, украшение никогда не будет блестящим.
 
Возникает эстетика красоты несовершенства, поэтика неиндустриальности, несовершенства с точки зрения производства. Так, трещины, патина становятся декоративным мотивом. Для этого можно просто сократить фазы работы при обработке материала или использовать окисление материала или обработку поверхности песком.
 
Другой путь создания украшений этого стиля – обращение к предметам повседневного обихода в сочетании со своеобразным прочтением и интерпретацией. Так, создается имитация ткани на поверхности изделия, когда нить создает особую фактуру.
 
Стремление к естественности ведет за собой вкус к импровизации в плане сочетания элементов в композиции и технологии создания. Иногда просто берется материал, какой он есть, например, в одном колье может соединяться графит и алмазы, по сути, материалы одного происхождения. Необработанный алмаз, по мнению Паолы Валентини, это основной и показательный элемент украшений стиля native. На сегодняшний день дизайнеры часто используют его в украшениях.
                
Через тенденцию native, основой которой является фактура, прикосновение, мы возвращаемся в classic, где большое значение придается именно материалу.
 
MULTI в ювелирных украшениях
Это собрание и обилие всего, наслоение одного на другое. Таким образом, создается сложная гармония сочетания в одном украшении элементов разных цветов и оттенков, разных материалов (камни, золото, инкрустация), разных форм и размеров, техник обработки поверхности (игра с фактурами, сочетание блестящих и матовых поверхностей) путем соединения беспорядочным способом камней разных цветов и размеров или использования одинаковых звеньев разного цвета, разной формы.
 
Правилом композиции украшения становится нерегулярность ритма, неравномерность в построении композиции, мультифункциональность.
 
Стиль multi прослеживается в объединении идей. Например, желание сделать индустриальное украшение уникальным. В данном случае можно соединить элементы изделия, сделанные промышленным способом, (разные по размеру кольца цепи) вручную. Итогом работы будет каждый раз новое, индивидуальное украшение.
 
Человек, приобретающий украшение стиля multi, благодаря его характеристикам получает возможность по-разному его прочитывать, использовать разным образом. Может быть так, что, пока предмет не одет, не ясно, для чего он (шарф это или колье).
 
То есть, тенденции взаимопроникают друг в друга и обладают общими ценностями, а направления могут во всевозможных вариантах сочетаться в одном изделии, наполняя его широкой образностью, множественностью характеристик, декоративных и визуальных эффектов.
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ДЛЯ МУЖЧИН
Постепенно все крупные современные бренды начинают выпускать ювелирную коллекцию для мужчин. Существует стереотип, что мужские украшения должны быть мужскими. Здесь возникает вопрос – какие украшения можно считать мужскими, и что такое мужское?
 
Украшения для мужчин базируются на механических элементах, связанных с мужским миром, например, элементах цепи. Для их создания используются все драгоценные металлы, которые могут сочетаться с кожей и каучуком. На сегодняшний день мужчины начали покупать ювелирные украшения не для демонстрации своего состояния и социального положения, а просто для себя, для своего удовольствия, и это также, безусловно, отражается на дизайне.
 
Сегодня мужчины начали носить такие, казалось бы, женские вещи, как украшения в форме сердца или цветка, – и это совсем не смотрится женственным. Казалось бы, это несовместимые вещи, а в итоге, на свет появляются роскошные строгие мужские украшения, отвечающие всем необходимым требованиям.

 

В качестве «идеального» бренда Паолой Валентини была выбрана марка ORLANDO ORLANDINI, которая является образцом в том плане, как создаются и подаются украшения. Марка предлагает оригинальный продукт, в основе которого лежит творческий процесс и креативность тех, кто их делает, а творчество не может быть коммерческим. На сегодняшний день зачастую маркетинг заменяет художественное творчество. Многие бренды продают не свой легитимный продукт, а свою марку.  
 
Это совсем не означает, что нужно досконально следовать примеру данной мерки, это лишь пример, который нужно учитывать для построения успешного бизнеса. Они создали такую рабочую атмосферу, какая им нравится. Они отслеживают качество своей продукции – не покупают золотую нить, а делают ее сами, а качество на сегодняшний день становится основным критерием. Покупатель стал очень  информирован и может сравнивать продукцию разных компаний. Все их украшения производятся вручную, даже зачистка внутренней поверхности кольца, иногда для их составления требуется несколько тысяч элементов. Данная компания сделала из технических проблем и дефектов, возникающих при работе с металлом, свою особенность и свой особый декоративный элемент марки.
 
Паола Валентини дала в конце семинара свой рецепт успеха: «Залог успеха – верить в то, что мы делаем, и создавать те вещи, которые умеем делать, вне зависимости от того, в каком стиле их создаем».

 

   

Благодарим Паолу Валентини за любезно предоставленный иллюстративный материал.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru