Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься

 
Автор: Евгения Рассолова – аспирант МГТУ им. А.Н. Косыгина, практикующий преподаватель (специальность «Художественное проектирование ювелирных изделий»), координатор проектов Международного Бизнес-центра «6 карат»
 
Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься
 
В российской практике дизайн ювелирного изделия зачастую воспринимается, как умение создавать нечто симпатичное и привлекательное. Выполняя заказы спускаемые отделом маркетинга, дизайнеры вынуждены играть вспомогательную роль художественно-эстетического характера.
Но, времена меняются.
И подтверждение тому – дискуссии, происходящие на семинаре и мастер- классе по проектированию коллекций на основе метода Ювелирной Бионики. Организатор мероприятия Международный Бизнес-центр «6 карат» собрал на одной площадке специалистов по дизайну ведущих российских ювелирных компаний.
В финале двухдневного мероприятия между участниками проекта было организовано обсуждение ситуации на ювелирном рынке. В формате «круглого стола» специалистам удалось не только обменяться опытом из недр своих компаний, но и обозначить актуальные проблемы ювелирного дизайна.
Стремление руководителей предприятий повысить профессиональный уровень дизайнеров свидетельствует о том, что и в России изменяется понимание данного творческого актива, пересматривается его эффективность для бизнеса в целом.
Возможности современного дизайна должны выходить за рамки декораторства и улучшения эстетических качеств изделия. Существование данной тенденции подтвердилось в ходе обмена мнениями: дизайн-команда «Алмаз-Холдинга» рассказала о регулярно проводимых в их компании лекциях, семинарах для художников и маркетологов. Подобный сквозной подход направлен на формирование одного языка общения для всей структуры бизнеса.
Сегодня, известный производитель должен ассоциироваться в сознании потребителя не с «заслуженным ветераном ювелирного рынка», а с компанией, которая предлагает адекватный современному обществу продукт.
С расширением отрасли технологическая конкуренция переходит в плоскость дизайна. Как грамотно использовать его инструменты для создания действительно инновационных изделий?
В ситуации, когда дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом ювелирного бизнеса, производителям необходимы новые решения.
Возможность получить новый инструментарий управления дизайн-стратегией представилась участникам семинара по Ювелирной Бионике.
По мнению автора проекта, Александра Корытова, сегодня успех дизайнеру обеспечивает принципиально иной тип мышления, простого анализа уже существующей информации становится недостаточно.
Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом необходимо увязать воедино и неявно сформулированные требования к будущему ювелирному изделию. В результате вырабатывается подход, объединяющий дизайн и маркетинг.
Для структурирования всего процесса проектирования слушателям семинара была представлена специальная программа-матрица. Ее использование отнюдь не задает жестких рамок, а открывает более широкие возможности для успешного дизайн-управления.
«Важно грамотно подходить ко всем этапам проектирования, заключить творческий процесс в систему», - высказалась Елена Абрамова – молодой художник-модельер фирмы «Гея». Ценность информации о методе работе по данной программе-матрице отметила и уже опытный в ювелирном производстве, главный художник («Красная Пресня») Татьяна Яцук.
Помимо строгого структурирования метод предполагает «погружение» дизайнера в жизнь потребителя для понимания не только внешней формы изделия, но и эмоциональной составляющей. Исследование в данном случае проходит не на уровне искусственных ситуаций фокус-групп, а на основе результатов  контекстного наблюдения потенциальной целевой аудитории.
Подобный подход смещает акценты в процессе проектирования, отделы маркетинга уже не «диктуют», что рисовать, а совместно с художниками вырабатывают дизайн-стратегию развития. В компании происходит общение на одном, совершенно новом языке, который объединяет межпрофессиональные компетенции. В этом случае применение сквозного метода гарантирует рост конкурентоспособного преимущества и успешное будущее предприятию.
Участник проекта - Инна Пригода (арт-директор компании «Петрозолото») оценила подобный подход к дизайну, отметила появление новых идей и подходов для работы с возглавляемой ею творческой группой.
Акцент на прошедшем семинаре был поставлен и непосредственно на проблеме формообразования ювелирных изделий.
А. Корытов продемонстрировал участникам механизм проектирования украшений на основе бионических принципов.
Бионика – прикладная наука, которая изучает принципы функционирования живых систем для переноса их в область инженерной практики, при помощи методов моделирования.
 Дизайнеры промышленных объектов, архитекторы и модельеры активно используют бионику для создания инновационных форм и декоративных решений.
В ювелирном искусстве работа с природным источником до недавнего времени предполагала лишь копирование и стилизацию визуальных характеристик объекта: пластики, внешних форм, фактуры поверхностей, колористического решения.
Предложенный А. Корытовым метод Ювелирной Бионики основан на многогранном исследовании биологических структур.
Основная задача дизайнера - спроецировать в ювелирное изделие морфологию природного объекта: принципы организации, свойства, функциональные возможности. При этом эстетическая и техническая составляющие находятся в тесной взаимосвязи и с эргономикой изделия (создание комфортной предметно-пространственной среда для жизнедеятельности человека), что и характеризует специфику дизайнерской деятельности в целом.
В результате в ювелирном проектировании возникают инновации вдохновленные природой: биоморфные криволинейные формы, сложные конструкции и оболочки, самоподобные фрактальные решения.
Помимо этого, Ювелирная Бионика способна задействовать дополнительную характеристику восприятия объекта – эмоциональную. Тактильные ассоциации украшения, например, со струящимися водяными ручейками, капельками росы или искрящимися на солнце льдинками способны вызвать неожиданные положительные эмоции у потребителя.
Ювелирная Бионика, способствуя появлению эстетически полноценных ювелирных изделий, научно обосновывает законы гармонии, переведя их из сферы субъективных оценок в сферу объективного понимания.
В сформированных на мастер-классах группах участникам удалось проработать концепции проектов, и предложить готовые эскизы моделей выполненные, в том числе по методу бионического формообразования. Интерес, который вызвал данный этап семинара, продемонстрировал стремление дизайнеров совершенствоваться и развиваться. Новый виток развития ювелирной отрасли диктует необходимость в высококвалифицированных кадрах, умеющих работать на стыке нескольких дисциплин, структурировать информацию и проектировать на ее основе новые креативные решения.
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru