Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Путешествие в мир ювелирного дизайна: новые знания и опыт

Евгения Рассолова — преподаватель МГТУ им.  А. Н. Косыгина (специальность «Художественное проектирование ювелирных изделий»), координатор проектов Школы ювелирного дизайна Международного Бизнес-центра «6 карат».

В минувшем октябре организаторам Международного Бизнес-центра «6 карат» удалось осуществить давнюю мечту: собрать на одной площадке широкий круг специалистов ювелирной отрасли. Поводом для этого послужил новый семинар Школы ювелирного дизайна «Стили ювелирных украшений: методика определения и описания». Нелегкая задача, представить насыщенную программу, ориентированную на столь многоплановую аудиторию, легла на плечи уже известного в России шведского дизайнера, преподавателя Академии прикладных искусств – Екатерины Сисфонтес. Постоянные путешествия по миру с целью координации производства, участия в разнообразных  проектах и выставках, а также выступления с лекциями и мастер-классами позволяют назвать Екатерину трендвотчером в ювелирном дизайне – исследователем не только исторических и современных стилей, а также новых, только зарождающихся направлений. Представленная тема заинтересовала и объединила арт-директоров и дизайнеров, специалистов по продажам и маркетологов, директоров и владельцев ювелирных предприятий Екатеринбурга (ООО «УК «Рифеста-Холдинг»), Костромы (ООО «Маском»), Красноярска (ООО «ЮД Ремикс»), Липецка («Дива»), Москвы (ООО «2000 КАРАТ», ООО «Алмаз-Холдинг», «Eva Naumova»), Смоленска (ООО «Ювелирная группа «Смоленские бриллианты»).

Историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. В равной степени это относится и к стилям в истории ювелирного дизайна, объединяющим по определенным формальным признакам украшения в целостные художественные направления.

Рассматривая структуру понятия «стиль» выделяют: большие художественные стили, стилистические направления второй половины ХХ века и авторские стили.

Основаниями для классификации стилевых направлений второй половины ХХ века служит множество различных характеристик, например:
1)временной континуум (например, стиль 60-х годов);
2)соответствие историческим эпохам (например, стиль эпохи Барокко)
3)назначение костюма – системы, основным элементом которой являются ювелирные украшения (деловой стиль, корпоративный стиль, спортивный стиль, романтический стиль и т.д.);
4)современность (классический, исторический, современный, ретро и т.д.);
5)влияние культур древних цивилизаций (египетский, греко-римский, византийский и т.д.);
6)региональное влияние (этнические стили: африканский, индийский; средиземноморский, кантри);
7)социоментальность (гранж, панк, гламур, хиппи и т.д.).

Для конкретизации описания художественного стиля того или иного ювелирного украшения иногда имеет смысл использовать сразу несколько характеристик.
На сегодняшний день классификация ассоциативная (соотносимая в сознании потребителя с конкретными образами, например море – морской стиль) и классификация, соответствующая историческим эпохам (например, готический стиль) являются наиболее распространенными.

Для выявления определенного стиля ювелирного украшения необходимо, прежде всего, проанализировать его основные стилевые черты:


1)
форма украшения;
2)свойства поверхности формы украшения;
3)
композиционные приемы;
4)колористическое решение украшения;
5)мотивы;
6)
используемые материалы.

     

Например, современные готические украшения ярко демонстрируют наличие необходимых для точного определения и описания стилевых черт. В первую очередь обращают на себя внимание мотивы – это изобразительные атрибуты романтического восприятия смерти: сердца, кресты, черепа, змеи, драконы, «колючие» орнаментальные переплетения. Ахроматический колорит металла изредка дополняют немногочисленные акценты в виде цветных камней мрачных оттенков, черного жемчуга или эмалевых вставок. Как правило, это формы фантастических украшений крупных размеров с высоким рельефом и сложным силуэтом.

Материал, представленный Екатериной Сисфонтес на семинаре «Стили ювелирных украшений: методика определения и описания», содержит своего рода алгоритм, необходимый для выявления характеристик основных художественных стилей и стилевых направлений ХХ века в ювелирном искусстве.

По словам Павла Сидорова - начальника отдела маркетинга (г.Липецк, «Дива») «Семинар был очень интересным. К сожалению, сейчас в российском ювелирном ритейле очень слаба маркетинговая коммуникация между дизайнером и конечной точкой продаж. Изделия в рознице часто продаются не коллекциями и даже не комплектами, как это было задумано на производстве. Идея дизайнера на пути неверных действий маркетологов, неверных подходов к мерчандайзингу теряется на финише. В результате, мы продаём просто металл со вставками, а потребитель сам точно не осознает, что именно он приобрёл помимо драгоценных материалов. Поэтому продавец должен быть компетентен в том, что он продаёт: он должен уметь рассказать не только о материалах, но и о мотивах, сюжетах, форме, рельефе, сочетании цветов. Ведь украшение - это своего рода арт-объект, в котором часто переплетаются стили прошлого, современные тренды и результаты внедрения новых технологий обработки. Сегодня отечественный покупатель стремится купить красивую историю и яркие эмоции, а уже потом металл и вставки».

Как отметила  руководитель дизайн-студии Евгения Наумова :
«Всё очень понравилось. В первую очередь мне интересно было послушать мнение Екатерины о стилях в украшениях, что она об этом думает. Мне кажется ей было трудно скрыть свои симпатии к минимализму, как только в лекции мы приблизились в этому стилю - Екатерина сразу оживилась и стала более подробно и эмоционально  рассказывать. Интересная подборка материала. Мне понравилось сочетание ювелирки с интерьерными и другими различными фотографиями, всё очень кстати! С удовольствием послушаю ещё какую-нибудь лекцию о ювелирном дизайне, взгляд какого-нибудь другого человека».

Помимо нового проекта для широкого круга специалистов ювелирной отрасли Екатерина Сисфонтес с успехом провела семинар и мастер-класс на уже ставшую для нее традиционную тему «Проектирование украшений в стиле минимализм». Получить знания о столь новом для России, и как никогда актуальном на Западе, стилевом направлении собрались арт-директора и дизайнеры, технологи из городов России: Екатеринбурга (ООО «УК «Рифеста-Холдинг», ПКФ ЭРМИ («Ринго»)), Иваново (ЗАО Приволжский ювелирный завод «КРАСНАЯ ПРЕСНЯ»), Костромы (ООО «Маском»), Москвы (ООО «Алмаз-Холдинг», ООО «ГЛИПТИКА»), Смоленска (ООО «Ювелирная группа «Смоленские бриллианты») и Санкт-Петербурга (ООО ЮК «Арина», ООО «Петрозолото»).

Екатерина Сисфонтес познакомила участников проекта с мировыми направлениями ювелирного минимализма (итальянский, японский, скандинавский, немецкий и т.д.), провела анализ характерных композиционных приемов и формообразующих признаков на примере минималистичных коллекций известных ювелирных брендов. Полученные знания участники с успехом применили в ходе отработки практических навыков на мастер-классе. Подводя итоги, Анна Теплинская, арт-директор «Алмаз-Холдинга», поделилась мнением, что минимализм – это не ювелирное искусство в традиционном понимании, а настоящий дизайн европейского уровня.

Завершая трехдневное путешествие в мир ювелирного дизайна, каждый участник мог похвастаться «багажом» новых знаний, столь необходимых для успешного продвижения на ювелирном рынке. «Сегодня пришло время осознания куда мы прибежали и что с этим делать. Достичь коммерческого успеха уже не возможно полагаясь только на интуицию. Необходимы новые знания!» - Константин Штойко (генеральный директор ООО «2000 КАРАТ», Москва).

Фоторепортаж с семинара «Стили ювелирных украшений: методика определения и описания»
Фоторепортаж с семинара и мастер класса «Проектирование украшений в стиле минимализм»

14-15-16 марта 2012 года предстоящего года Международный Бизнес-центр «6 карат» планирует вновь провести семинар «Стили ювелирных украшений: методика определения и описания», семинар и мастер-класс «Проектирование украшений в стиле минимализм». Ждем с нетерпением!

журнал "Русский ювелир"
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru