Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Аттестуем производственный персонал (методика и пример)

Делиться опытом и собственными наработками способны компании и специалисты, прошедшие серьезный путь и уверенно смотрящие вперед. Группа компаний «Ринго» в их числе…

Злата Крупина,
директор по персоналу группы компаний «Ринго»


Аттестация производственного персонала (рабочих специальностей), на мой взгляд, является на данный момент злободневной темой. База оценки персонала, которая использовалась в советское время на производстве, устарела, а новой, продуманной и обкатанной на современных производствах системы, к сожалению, нет.ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) был издан в 1985 году и претерпел с годами лишь незначительные изменения, так что использовать его в качестве основы разрядной сетки на нашем производстве оказалось неактуально.
Наше предприятие занимает узкий производственный рынок — разработка и производство ювелирных изделий с бриллиантами от массовой до эксклюзивной продукции и имеет частную форму собственности. Таким образом, мы имеем возможность продумать и утвердить свою уникальную разрядную сетку и систему аттестации на своем предприятии.
Хочу рассказать о нашем опыте подготовки и проведении аттестации на современном ювелирном производстве.

Подготовительный этап включает в себя:

1. Составление, утверждение положения об аттестации, ознакомление с положением об аттестации сотрудников. Обязательная информация, которая, на наш взгляд, должна быть включена в данное положение: цель аттестации, порядок аттестации, технология проведения аттестации, а также формы документов – представление к аттестации, характеристика работника, аттестационный лист, оценочная ведомость для практической части аттестации.

2. Составление разрядной сетки.Мы пошли следующим путем: на каждую рабочую специальность (ювелир-модельер, ювелир-монтировщик, ювелир-закрепщик, ювелир-полировщик) мы разработали 6-разрядную тарифную сетку. Далее мы составили и приняли документ «Руководство для присвоения разрядов по итогам выполнения практических работ и ответов на теоретические вопросы».

Пример из «Руководства для присвоения разрядов по итогам выполнения практических работ и ответов на теоретические вопросы для ювелиров-монтировщиков»:

«Оценка за выполнение практических работ проводится по 10-балльной шкале на каждой из технологических операций при поступлении изделий на ОТК, учитывается и фиксируется время, затраченное на выполнение операции:

-обработка (оценивается уровень качества обработанной поверхности изделий и подгонка деталей);
-сборка (оценивается качество паяных швов);
-скорость (оценивается скорость выполнения операций).

Оценка ведется каждым членом аттестационной комиссии независимо, из их оценок выводится среднее арифметическое. Оценка за теоретическую часть назначается по итогам ответов на 10 вопросов по знанию предмета своей деятельности.
Число правильных ответов и является числом баллов за теорию.

Данные за практику суммируют и получают балл для присвоения разряда.
Критерии оценки при выполнении практических работ
 
Признаки присвоения разрядов
Шифры изделий, выполняемых на разряд
Разряд

Обработка гладкая и равномерная, толщина деталей не нарушена, неровные участки отсутствуют, следов инструмента нет. Выполнена точная обработка штихелем и шабером и высококачественная полировка труднодо-ступных мест. Идеальная подгонка без зазоров и перекосов.

Сборка без непропаек и участков, залитых припоем

Выполнение практических работ и теоретические вопросы: общий балл 36–40

****
VI

Такая разрядная сетка прописана для каждого разряда каждой производственной специальности. С описанием разрядов знакомятся работники (шифры изделий, которые будут выполняться на практической части, не оглашаются до момента аттестации).

3. Составление теоретических вопросов для каждой производственной специальности, которые включают в себя вопросы по технологии и вопросы по технике безопасности. Вопросы не доносятся до работников до момента аттестации.

4. Заполнение представления на работника непосредственным руководителем. Представление включает в себя следующие блоки: оценка результативности работы специалиста непосредственным руководителем за период (количество, категории сложности, для работников-сдельщиков – выработка и сложность); оценка результатов работы за период сотрудниками-смежниками; а также оценка личностных качеств сотрудника непосредственным руководителем (анкетные вопросы).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(заполняется руководителем подразделения на аттестуемого работника)

Дата аттестации «____» ____________ 201__г. Дата заполнения «____» _________201__ г.

Ф.И.О. аттестуемого ________________________________________________________________

Должность __________________________________________________________________

Подразделение __________________________________________________________________

В приведенных ниже таблицах оцените профессиональные, личностные качества сотрудника, результативность его труда.

1. Результативность

*Статистика и оценка выполненных работ за период с__________по ________

Количество эскизов/моделей
Категория сложности
Оценка руководителя
 
 
 
 
 
 
 
2. Наличие замечаний и оценка сотрудников-смежников

за период работы с _____________по________________

*на художника заполняют п.п. 1, 2, 3; на дизайнера трехмерного моделирования — п.п. 1, 3, 4; на ювелира-модельера — п.п. 1, 2, 4.

Кто оценивает
Замечания
Оценка
1. Главный технолог
 
 
 
2. Ведущий дизайнер трехмерного моделирования
 
 
3. Ведущие ювелиры-модельеры
 
 
 
 
4. Художники
 
 
 
 

3. Личностные характеристики — оценка руководителя (обвести наиболее подходящий балл)

3.1. Самостоятельность (может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи)

Без посторонней помощи не знает, что предпринять при малейших трудностях

 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
Даже нестандартные и сложные задания выполняет успешно без посторонней помощи

3.2. Готовность к действию (отношение сотрудника к ответственным и срочным заданиям)

Не проявляет готовности к действию, постоянно принуждается к работе

 
1
 
2
 
3
 
4
 
5

Постоянно готов к действию, энергичен, приступает к реализации любых задач без промедлений

3.3. Умение доводить начатое дело до конца (доводит ли работник начатое дело до конца без напоминаний и постоянного контроля)

Требует постоянного напоминания, жесткого контроля выполнения работы

 
1
 
2
 
3
 
4
 
5

Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля

 

Категория/разряд, на которую претендует ________________________________

Предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности сотрудника ________

________________________________________________________________
Необходимость обучения (какого именно):
 ________________________________________________________________

            _________________________ _____________ /___________________/                                               _________________________ _____________ /___________________/          

_________________________ _____________ /___________________/                                               _________________________ _____________ /___________________/          

_________________________ _____________ /___________________/                                               _________________________ _____________ /___________________/          

С Представлением ознакомлен _________________________ «___» ____________ 201__ г.

5. Назначение аттестационной комиссии. В комиссию вошли: сотрудник отдела персонала, контролер ОТК, главный технолог, руководитель производственной площадки, креативный директор, для некоторых специальностей мы привлекли в комиссию лучших сотрудников участка, а также внешних экспертов из других производственных предприятий города.

6. Утверждение календаря аттестации. Поскольку аттестация на нашем предприятии проходит без отрыва от производства, календарь аттестации составлялся с учетом принятой у нас технологической цепочки изготовления изделий.

7. Разработка тарифной сетки. Поскольку рабочие специальности на нашем предприятии получают заработную плату сдельно – согласно принятым на предприятии расценкам, мы добавили повышающий коэффициент к расценкам за разряд (чем выше разряд, тем выше коэффициент).

На описанные выше 7 пунктов подготовительной работы у нас ушло около двух месяцев совместной работы (инициативная группа, которая затем и вошла в комиссию по аттестации).

8. Наверное, самым важным моментом в подготовительном этапе аттестации является ознакомительная работа с персоналом.

В нашем случае мы объявили сотрудникам производства о предстоящей аттестации за два месяца до ее начала на общем ежегодном собрании, на котором подводились итоги прошлого года и принимались планы на 2011 год. Собрание проводил генеральный директор компании. Безусловно, были озвучены выгоды, которые получает каждый сотрудник от аттестации: объективная оценка его профессионального уровня, возможность повысить разряд, а следовательно, и заработную плату.

Кроме этого, каждый документ по аттестации своевременно доводился до ознакомления работников. По этой причине сопротивления и стресса у работников нашего производственного комплекса не было, наоборот, оценка была воспринята как дополнительная возможность доказать себе и руководству, на что способен каждый сотрудник, и возможность повысить свой доход.


Порядок аттестации:

-В производственном комплексе в Екатеринбурге аттестацию проходили 40 сотрудников. Таким образом, аттестация заняла у нас 8 дней. Некоторые специальности проходили аттестацию три дня (так как изделия, выдаваемые в работу технологически должны выполняться три дня), аттестация некоторых участков длилась всего один день.

-В первую очередь все специалисты одновременно в одном помещении сдают теоретические вопросы, на них мы давали 30 минут (в среднем по три минуты на вопрос).

-После теоретических вопросов все сотрудники участка одновременно получают в работу изделия для оценки практической части. При этом, чтобы фиксировать точное время, затраченное на каждую операцию, сотрудник отмечает все выходы на перекуры, обеды и прочее в специальной таблице.

-В конце дня все сотрудники ровно в 18.00 сдают все работы и имеют возможность продолжить только на следующий день. Результаты практической деятельности (время на каждую операцию) фиксируются сотрудником отдела персонала в оценочной ведомости. Сотрудник отдела персонала во время аттестации находится рядом с контролером ОТК, ведь именно ОТК оценивает каждую операцию.


Заключительный этап аттестации включает:

1. Подсчет результатов аттестационной комиссией.
2. Составление приказов о присвоении разрядов отделом персонала.
3. Донесение результатов аттестации до сотрудников (ознакомление с приказами).

В целом заключительный этап аттестации #(а сколько? Должен занимать не более трех дней?)не должен занимать три дня. 

Журнал «Русский ювелир»
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru